Публикации

Особенности памяти у заикающихся

Особенности когнитивной сферы подростков и взрослых, страдающих заиканием.

Память.

Познавательные (когнитивные) процессы, такие как ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, являются составной частью любой деятельности человека, в том числе и речевой. Уровень развития данных функций позволяет судить о возможностях и способностях человека при овладении разными видами деятельности. Уровень развития этих процессов влияет, таким образом, и на его речевую деятельность, на легкость, успешность и эффективность в освоении навыков правильной речи.

Одной из важных психических функций является память, которая позволяет человеку фиксировать и накапливать непосредственный и прошлый индивидуальный опыт и общественный опыт. Важными ее составляющими являются запоминание (закрепление нового опыта), сохранение (удержание образов опыта) и воспроизведение (актуализация и извлечение содержания прошлого опыта). Существует несколько классификаций памяти. По критерию модальности память подразделяют на зрительную, слуховую, тактильную и обонятельную. По критерию участия в процессе волевых механизмов выделяют произвольную и непроизвольную формы памяти. По временному критерию память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.

В отношении особенностей памяти заикающихся не имеется однозначных или многочисленных сведений. Некоторые исследования в этой области позволяют говорить о небольшом снижении количественных показателей – взрослые заикающиеся, по сравнению со здоровыми, воспроизводили предъявляемые стимулы хуже. Исследования показывают, что и качественные показатели памяти заикающихся имеют свои особенности, например «фактор края», когда наблюдается тенденция к воспроизведению серии стимулов с первых слов на протяжении всего исследования. Данная тенденция в работе механизмов памяти характерна и для больных неврозами. Низкие результаты при воспроизведении стимульного ряда возможно объяснить особой тщательностью, склонностью предъявлять к себе дополнительные требования, характерные для заикающихся людей. При воспроизведении цифр в прямом и обратном порядке, заикающиеся обнаруживают неравномерность способности запоминания, это выражается в том, что после неудачной попытки воспроизвести ряд из небольшого количества стимулов, они затем безошибочно воспроизводят ряд из значительно большего числа стимулов. При обследовании зрительной памяти заикающихся не было выявлено сколько-нибудь значимых отличий от показателей людей с речевой нормой.

Таким образом, результаты психологических методик исследования и диагностики высших психических функций, позволяют обнаружить некоторые особенности механизмов работы памяти у подростков и взрослых, страдающих заиканием. Во-первых, это некоторая диффузная недостаточность кратковременной памяти, и количественная, и качественная. Во-вторых, наблюдается достоверная связь между особенностями памяти заикающихся и с состоянием у них внимания и мышления, выступающих в работе памяти как способы и средства обработки информации (образов). Данные особенности, как утверждает ряд исследователей, могут быть обусловлены определенными личностными характеристиками заикающихся.