Публикации

Параметры готовности к обучению грамоте

 

Понятие готовности к обучению грамоте довольно широко. Оно включает в себя как параметры физического, так и психического развития ребенка. Ошибочно полагать, что определенного уровня ребенок достигает в краткие сроки, тем больше заблуждение, что только непосредственно перед поступлением в школу, появляется необходимость развития навыков. Готовность к обучению начинает складываться задолго до того, как ребенок сядет за школьную парту и с поступлением в первый класс не заканчивается. Она складывается, помимо определенного запаса знаний, из обобщающей функции мышления, т. е. способности обобщать и классифицировать предметы и явления окружающего мира.

С приходом в школу ребенок должен быть готов освоить новую, сложную форму языка – письменную речь. Это форма существования языка, появившаяся позднее, чем устная речь, является вторичной по своей природе. Под понятием письменная речь понимают два ее составляющих — чтение и письмо.

Чтение и письмо, чрезвычайно сложные процессы. Взрослый, читая, не замечает действий, из которых состоит процесс чтения или письма, ввиду того, что эти действия автоматизированы. А у 6-летнего ребенка, обучающегося читать и писать, еще не сложились в одно сложное целое элементарные операции. Для него каждый этап представляется отдельным действием, зачастую весьма трудоемким, которое заставляет приложить все волевые, интеллектуальные, даже большие физические усилия. Освоение письменной речью значит установление новых связей между слышимым и произносимым, видимым и записываемым. Таким образом, процесс письма обеспечивается скоординированной работой речеслухового, речедвигательного, зрительного и двигательного анализаторов.

Письмо – это способ фиксации речи, в котором с помощью графических элементов передается информация на расстоянии и закрепляется во времени.При любой форме, записывая под диктовку, излагая на бумаге свои мысли или даже списывая текст, ребенок осуществляет сложный психологический акт. Это объясняется тем, что в содержание письма входят процессы зрительного, акустического, пространственного восприятия, двигательные процессы — кинестетической и кинетической природы, образы букв, память и т.д.

Исследователи процесса письма, выделили несколько его этапов.

Начинается акт письма с оформления задачи, или с замысла, который рождается у пишущего, или может быть предложен ему. Цель сохранить его способствует исключению возможности забежать вперед, повторно написать часть слова или слово целиком и т.п. Если производится письмо под диктовку, ребенок должен написать произнесенное слово или предложение точно и правильно. Если же перед учеником стоить цель составить фразу на свободную тему и записать, или изложить текст, замысел заключается в рождении определенной мысли, которая формируется во фразу, из нее  впоследствии будут выделены  слова, которые необходимо написать первыми.Подлежащую записи фразу  нужно запомнить. Пишущий должен сохранять порядок написания фразы, последовательность слов, слогов в слове. Возникает необходимость контролировать, на каком этапе он находится, что уже написано и что предстоит написать. Без этого любая пауза при письме разрушила бы последовательность выполняемых шагов и замысел.

На первом этапе самого процесса письма осуществляется анализ звукового состава слова, которое необходимо написать. Этот этап содержит несколько специальных операций.Из услышанного потока звуков, воспринимаемого пишущим, следует выделить комплекс звучаний — сначала тех, с которых начинается нужное слово, а затем и последующих.

Второй операцией является уточнение звуков. На данном этапе воспринимаемые слуховым анализатором звуки превращаются в обобщенные звуковые образы — фонемы. Оба этих процесса проходят на начальных сроках обучения осознанно, в будущем они автоматизируются. При акустическом анализе и синтезе важное значение играет артикуляция.

Следующей операцией в процессе письма является  перевод фонемы (обобщенного образа звука) в графему, т.е. в зрительный образ буквы.

На заключительном этапе проходит «перешифровка» образов букв в систему последовательных движений руки (графемы переводятся в кинемы).

При активном включении в процесс письма глаза и руки, вопрос о взаимодействии зрительного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.Некоторые исследователи утверждали о необязательности участия зрительного анализатора в письме, полагая, что навык грамотности человека опирается на слуховой и речедвигательный компоненты. Но при еще формирующемся акте письма тем значительную роль играет зрение, когда еще не сформированы двигательные стереотипы руки.Письмо так же можно определить как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру.В большинстве случаев дети, начинающие школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причины этого состоят в слабости мышц пальцев рук, быстром утомлении.

Для снижения физических, умственных усилий, снижения психологической нагрузки, необходимо провести подготовительную работу. Она должна быть проведена в нескольких направлениях:

а) гимнастика пальцев и кистей рук;

б) ориентировка на листе бумаги;

в) формирование элементарных графических навыков.

Так же определены направления работы, позволяющие сформировать некоторые предпосылки для успешного формирования письменной речи, нарушение (или несформированность) которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его усвоения.

Первой предпосылкой является сформированность всех уровней речевой системы (звукопроизношение, фонематические процессы, лексика, грамматический строй), произвольное владение речью, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности. Нарушения на любом уровне найдут отражение в письме или чтении.

Вторая предпосылка — развитые (или сохранные) разные виды восприятия, ощущений.

Третья предпосылка заключается в сформированности двигательной сферы.

Четвертая предпосылка — пользования абстрактными способами деятельности.

И пятой является сформированность общего поведения — саморегуляция, контроль за производимыми действиями, мотивы поведения.

Акт чтения — не менее сложный, чем письмо, психофизический процесс. При чтении задача мозга не состоит в механической фиксации поступающих изображений, а заключается в придании им определенного значения.

         Процесс чтения начинает складываться со зрительного восприятия написанного или напечатанного слова. Путем опознания букв, их сочетаний и отдельных слов сигналы поступают в отделы мозга, хранящие данные об образцах букв — эталонах. Импульсы, поступающие в мозг, передают возбуждение речедвигательным органам – языку, губам, гортани. В это же время в работу включается слуховое восприятие.

Таким образом, рождается как бы своеобразный круг связей – зрительных, речедвигательных и слуховых, в совокупности обеспечивающих, и это главная цель – понимание написанного. Ожидание смысла регулирует этот процесс.