Публикации

Причины заикания

  

До настоящего момента не сложилось единого мнения о причинах, вызывающих заикание. Но все исследователи согласны в том, что не существует единого для всех специфического фактора, ведущего к возникновению этой речевой патологии. Несколько обстоятельств складываются воедино, ведя за собой сбой речевой системы.

Выделено две группы причин: предрасполагающие и вызывающие или производящие.

Предрасполагающие являются «почвой» на которой может возникнуть заикание. Какой бы фактор не являлся ведущим, он, в первую очередь, снижает способность НС к адаптации.

Таким образом, следует брать во внимание состояние НС родителей. Имеются ли у них соматические, нервные, инфекционные заболевания, запускающие патологические механизмы в работе НС.

- состояние нервной системы ребенка. Страдает ли он энурезом, ночными страхами, повышенной раздражимостью, чрезмерной впечатлительностью.

- поражение плода во время беременности, родовые травмы, тяжелые инфекционно-воспалительные заболевания в постнатальном периоде.

- генетический фактор.

У заикающихся родителей риск иметь ребенка, который в последствии будет заикаться гораздо выше, чем у людей не страдающих данным речевым нарушения. Так же вероятность возникновения спазматических задержек у ребенка возрастает, если среди близких родственников имеются заикающиеся. По наследству передается слабость речевых механизмов, которые особенно подвержены воздействию факторов риска. Но генетическая наследственность проявляется, как правило, только при наличии дополнительного патогенного фактора.

          К неблагоприятным условиям возникновения логоневроза (заикания) можно отнести:

Половой деморфизм. Риск возрастает при рождении мальчика. Примерно в 3-4 раза чаще заикание наблюдается у мужчин, чем у женщин. Причины заложены в особенностях развития нервно-психической сферы, ее меньшей устойчивости по отношению к различным негативным воздействиям. До конца механизмы этого явления не ясны. Предполагается, что у девочек моторные функции формируются в более краткий сроки. Именно с этим связывают то, что их речедвигательные механизмы более устойчивы к воздействию вредоносных влияний.

Возрастные особенности деятельности мозга. В становлении речевой системы выделяют периоды, в которые их нервная система испытывает большое напряжение. В период интенсивного формирования речи для многих детей свойственно появление физиологических итераций – повторений звуков или слогов. Связанно это с несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Между пока еще недостаточно оформленным речевых дыханием и психической возможность произнесения сложных фраз выявляется значительное несоответствие. Психическая сторона речи в этот период опережает возможность ее моторной реализации. Выраженная несформированность процесса внутреннего речевого программирования – еще одна особенность формирования речи в дошкольном возрасте. В этот период большое значение имеет повещение окружающих ребенка взрослых. Акцентирование внимания ребенка на итерациях может повлечь за собой появление заикания. Частые указания на ошибки в речи детей так же ставят под удар их речь.

Индивидуальные особенности речевого онтогенеза. Большую роль в появлении заикания играет темп речевого развития.

В группе риска находятся дети с задержкой речевого развития. При речевом недоразвитии часто наблюдается интенсивное развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года, что ослабляет механизмы речевой системы, и может повлечь за собой появление заикания. Так же в группе риска находятся и дети с опережающим речевым развитием, при котором развернутая фраза появляется уже к 1,5 годам.

         Особенности функциональной ассиметрии мозга. Многочисленные наблюдения подтверждают связь заикания с левшеством. Это доказывает большой процент леворуких среди заикающихся, превышающий процент левшества среди людей без речевой патологии. Нередко заикание у детей возникает при переучивании левшей, особенно когда переучивание происходит в очень малые сроки, грубо, под давлением. Леворукие дети часто обладают высокой эмоциональностью, боязливостью, тревожность и другими показателями, которые часто ведут к невротическому реагированию под воздействием раздражителей. Электрофизиологические исследования подтверждают то, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи. Нарушение взаимодействия между структурами мозга делает нервную систему особо ранимой, что отражается в первую очередь на речевой функции.

         Физическая ослабленность детей.

Указанная причина становится пусковым механизмом, ведя за собой патологические сдиги в соматической и психической сферах. 

При имеющихся тех или иных неблагаприятных условий достаточного какого-либо чрезвычайного по силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

   Среди вызывающих причин можно выделить анатомо-физиологические, психические и социальные.

         Вызывающий фактор является тем толчком, который приводит к данному речевому нарушению. Вследствие психической травмы, сверхсильного раздражителя, возникает торможение в речевых зонах головного мозга, вызывая «срыв» речи, проявляющийся в виде речевых судорог.

               К анатомо-физиологическим причинам относятся:

 Внутриутробные, родовые травмы, ведущие к органическому поражению мозга. Истощение нервной системы вследствие интоксикаций или тяжелых вирусных, инфекционных заболеваний.

 В группу психические и социальные причины входят перенесенные психические травмы. В свою очередь они подразделяются на острые и хронические. В данном случае сила воздействия и эмоции, пережитые ребенком (положительные или отрицательные) не имеют значения. Чаще взрослые пытаются связать возникновение логоневроза с негативными переживаниями, недооценивая тот факт, что очень радостное событие – это тот же стресс, который может привести к негативным последствиям. Под хронической психотравмой понимаются постоянные конфликтные переживания, неправильное воспитание в семье (различия в требованиях, предъявляемых ребенку в семье, завышенные требования взрослых).

         Список продолжат подражание речи заикающихся; переучивание леворукости; перегрузка детей речевым материалом, не соответствующим возрасту; завышенные требования к речи ребенка; неадаптированная к возрасту ребенка речь взрослых; раннее изучение иностранных языков.