Публикации

Роль семьи в логопедической работе

            

            Важность участия семьи в логопедической работе подчеркивает значение активного участия родителей, близких родственников в коррекционном процессе. Сталкиваясь с ситуациями, где родители не принимают должного участия, возникает желание поставить вопрос и обосновать ответ на него: необходимо ли участие родителей в логопедической работе? Важно понять, что любой процесс, затрагивающий развитие речевых функций, будь то постановка звука, развитие фонематических процессов, коррекция лексико-грамматического строя речи, преодоление заикания требует участия трех сторон – логопеда, ребенка, взрослых. И если выпадает одно звено – успех работы становится под сомнение.

Задачей логопеда является диагностика, выявление механизмов речевых нарушений, определение порядка и приемов работы. Задачей родителей является выполнение в должном объеме и качестве всех предписанных специалистом упражнений. Мы подчеркиваем важность включения в коррекционный курс родителей на одном из самых простых примеров работы логопеда: коррекция звукопроизношения. Без регулярно проводимых занятий по закреплению речевых навыков трудно ожидать, что выработанный в условиях кабинета навык перейдет в жизнь. Так, например, поставленный в условиях кабинета звук перейдет в самостоятельную речь. При отсутствии такого важного этапа как артикуляционная гимнастика, предшествующего и сопровождающего постановку звука, трудно или даже невозможно добиться развития моторики артикуляционного аппарата, нормализации мышечного тонуса, развития дыхания, голоса. А разве логопед этим не занимается, спросите вы? Конечно же, занимается. Но в логопедической работе важна регулярность проводимых занятий! Как правило, логопед занимается не с одним ребенком, а целой группой, в которую может входить до 25 человек. И у специалиста нет возможности организовывать ежедневные занятия с один ребенком. И здесь значение проводимых родителями или близкими родственниками домашних заданий неоспоримо. Отсюда вытекает что, безусловно, участие со стороны мамы и папы должно быть активным. В иных случаях, при отсутствии занятий дома сроки работы значительно увеличиваются. Помимо этого, родители наравне с логопедом отслеживают на сколько качественно переходят в самостоятельную речь вновь приобретенные навыки. При необходимости они могут поправить ребенка, подсказать как произнести верно, давая правильный образец речи. Поскольку при низком самоконтроле за собственной речью, дефектный вариант произнесения звука может сохраниться. Ну и, безусловно, родители, знающие свое чадо как никто другой, могут подсказать педагогу интересы, рассказать о характере и привычках ученика, что положительно повлияет на взаимодействие между логопедом и ребенком.

Совершенно справедливо будет сказать, что при работе с более тяжелым речевым дефектом (например, при работе с таким серьезным нарушением как заикание или логоневроз) на плечи родственников возлагается большая ответственность.

Помимо функции контроля за речью ребенка и организации обратной связи с логопедом мама или папа становятся соратниками в борьбе за новую речь. Не всегда легко признаться перед окружающими что у ребенка заикание, потому что признание этого факта соответствует признанию того, что у ребенка есть проблема, дефект. Да и вступая на путь избавления от заикания, сам ребенок может уже иметь за плечами негативный опыт общения с непонимающими его проблему людьми, страхи, неуверенность, стеснение. Без поддержки семьи здесь никак не обойтись! Верно выстроенная линия поведения в семье сделает непростой путь избавления от заикания легким и радостным, поскольку в этом пути ребенка будут поддерживать любимые взрослые – мама и папа, бабушки и дедушки.