Публикации

Упражнения от Заикания

Упражнения для избавления речи от заикания (логоневроза)

 

В данной статье будут приведены некоторые из многочисленных видов упражнений, направленные на избавление речи от заикания (логоневроза). Следует упомянуть, что все известные упражнения или комплексы упражнений используются логопедами, врачами, психологами только в русле определенных методик. Отдельное упражнение, направленное на нормализацию речи заикающегося ребенка, заикающегося подростка, заикающегося взрослого, не будет иметь хорошего результата.

В связи со сложной структурой такого недуга, как заикание (логоневроз), специалисты рекомендуют различные виды упражнений собранные в программу, методику.

 

Традиционные методы лечения заикания предполагают следующие упражнения:

 

Дыхательные упражнения – упражнения на формирование здорового, равномерного дыхания заикающегося. Действительно, дыхание заикающегося нарушено, речь его не четкая, дыхание ключичное (поверхностное), аритмичное.

Упражения на релаксацию — их тоже относят к группе традиционных упражнений для лечения заикания (логоневроза). Заикающийся чувствует напряжение, мышечные спазмы артикуляционного аппарата (гортани, например). В процессе долгого доклада, пациент может испытывать напряжение и других мышц тела (например, мышц живота). Поэтому упражнения на релаксация крайне необходимы в процессе лечения заикания (логоневроза).

 

Упражнения, которые развивают ритм речи и ее выразительность — в любом из учебников логопедии, дефектологии о заикании сказано, прежде всего, как о нарушении плавности и ритма речи.

 

Упражнения для голоса — голос, это главный компонент здоровой, красивой речи. При заикании, голос часто высокий, рвущийся, не имеющий интонационной выразительности.

 

Упражнения самомассажа — данные упражнения, отчасти также как и релаксационные, снимают напряжение, скованность мышц, которые находятся в спазме. И возвражщают тонус тем мышцам, которые ослаблены, вялы. В целом, самомоссаж повышает тонус и силы организма, «захваченного» заиканием.

 

 

В ряду нетрадициоооных методов избавления от заикания предполагают следующие комплексы упражений:

Массаж точечный — его важно проводить в системе, регулярно. Массаж направлен на востанавление нервной регуляции речи. Во многих источниках приведены инструкции для самостоятельного проведения этого массажа. Но любой специалист терапевт, невропатолог, логопед, посоветует вам найти специалиста в этой области, мануального терапевта, специалиста по восточной медицине, чтобы результат был значительным.

 

Гипноз – этим методом имеет право владеть только гипнотерапевт.

 

Вот несколько примеров упражнения на дыхание для избавления от заикания.

Еще раз заметим, что дыхательные упражнения используются в комплексе. Здесь приведена лишь часть такого комплекса (автор А.Н. Сикорская).

 

Необходимые для выполнения упражнений Правила:

1) Резкий и короткий вдох, как хлопок. Мысли при этом только о вдохе.

2) Выдох же наоборот плавный, спокойный, без рывков, бесшумный.

3) Вдох сопровождается движениями, оченьважно запомнить — движения на вдохе.

4) И вдох и движения делаются бодро, в маршевом ритме.

5) Гимнастика проходит под счет (мысленно, про себя) 8.

6) Гимнастика может проводиться стоя, сидя или лежа.

Упражнения могут иметь другие название, в нашем случае они называется

 

«Ладошки»

Пациент стоит прямо, его руки согнуты в локтях (они направлены вниз), ладони видны зрителям. Выполняется короткий вдох, это делается шумно, а ладони при этом сгибаются, как бы «хватают» воздух. Затем выдох тихий и свободный. Делать два раза (4 вдоха), соблюдать паузу между ними 4 секунды. Паузу держать с опущенными руками.

 

«Погончики»

Пациент стоит прямо со сжатыми кулаками, прижатыми к талии. Вдох — кулаки вниз, вытягивая руки к полу, плечи напряженные. Делать 8, 12 раз. Не поднимать кулаки выше пояса.

 

«Насос»

пациент стоит прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняется вперед, руки тянутся к полу. Наклон сопровождается с шумным вдохом. Спина круглая. Ассоциация с насосом, который накачивает колесо. Выдох должен быть тихим, спокойным, незаметным. Делать 4 раза по 12. Если поврежден позвоночник, сердечно-сосудистые заболевания, то наклоняться сильно не надо. Если пациент здоров, упражнение делать в полную силу, стараться достать до пола.

 

«Кошка»

Пациент стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Присесть одновременно поврачивясь вправо, шумно вдохнуть. Выпрямиться со спокойным, неслышным выдохом. Теперь то же в левую сторону. Делать 12 раз по 8 вдохов.

 

Вот пример упражнений на развитие темпа и ритма речи.

Цель — развить движения под музыку, скоординировать движения рук и ног. Сформировать умение переключать (убыстрять, замедлять) темп и ритм движения. Такая разминка может быть использована для организации и настроя детей на какой-либо вид деятельности.

 

Пример:

1. вольная маршировка под музыку, направления движения меняются.

2. ходьба по кругу, под музыку. Пациенты выполняют при этом команды «в центр», “Вперед”, “Назад”, “Влево, “Вправо”.

Целью — ритмизация движений (артикуляционных) от простых до сложных. Здесь используем ходьбу, хлопки и отстукивание. Выполняем под разные музыкальные ритмы и темпы. Используем также пропевание слогов, слов в обрамлении разных ритмических рисунков (под разнве мелодии).

 

Пример:

Прохлопать ритмический рисунок узнаваемой песни после прослушивания (например, песня “Ёлочка”). В ле-су-ро-ди-лась ё-ло-чка

Упражнения на координацию речи с движением тела

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений. Цель — ритмизация устной речи.Двигаемся под музыку и одновременно говорим стихи, тексты, песни. Сначала берем средний музыкальный темпо-ритм, он позволяет заикающимся синхронизировать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихов, а далее и прозаических текстов.Пациенты с заиканием неврозоподобной формы синхронизируют речь с движениями, с музыкой с большим трудом, здесь от специалиста потребуется много работы, терпения. В то время, как заикающиеся с невротической формой логоневроза легко осваивают эти упражнения.

 

Пример:

играет музыка, пациенты говорят стих и двигаются одновременно с проговариванием.

Показался пруд широкий

Разводим руки широко в стороны

А над прудом вяз высокий

Поднимаемся на носочки, руки тянем вверх

Раскачали клены, ели

В такт делаем наклоны

Головами зашумели

Качаемся влево, вправо с поднятыми руками

Грохнул гром

Делаем хлопок

И ель упала

Делаем наклон вперед, вниз, руки вниз

Только ветки покачала

Ритмично покачиваем руками внизу

 

Упражнения, нацеленные на постановку ритмических артикуляций синхронно с движением руки. Это так называемый “послоговый ритм".

Проговариваем слоги и отбиваем ладонью ритм. Удар руки приходится на гласную. Делается сначала медленно, по мере научения ускоряемся. Для облегчения задачи сначала берутся стихи (ямб, хорей), поговорки.

 

Вот пример упражнений на снятие напряжения с мышц.

Цель — снижение тонуса мышц, перераспределение мышечного напряжения, научение пластичности движений. Используются разнообразные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

 

Пример:

1. Заикающиеся располагаются по кругу. Играет музыка, пациенты свободно качают руками вперед-назад, затем качают правой рукой и ногой в стороны; затем качают левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся делают следующие движения: напряженно вытягивают руки в стороны, кисти сжаты в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |