Публикации

Особенности внимания у заикающихся

Особенности когнитивной сферы подростков и взрослых, страдающих заиканием.

Внимание.

При освоении человеком разных видов деятельности, большую роль играют его познавательные (когнитивные) процессы, к ним относят восприятие, воображение, мышление, память. Уровень развития данных процессов позволяет судить об успешности, эффективности и скорости в освоении человеком различных видов деятельности. И, что в нашем случае наиболее важно, речевой деятельностью в том числе. Изучение особенностей данных механизмов у подростков и взрослых, является необходимой частью логопедической коррекционной работы при избавлении от заикания.

Важным условием осуществления познавательных процессов является внимание, которое, не имея своего специфического продукта, значительно увеличивает успешность любого вида деятельности, и речевой в том числе. Внимание приводит к устойчивому повышенному уровню сенсорной (чувствительной), интеллектуальной и двигательной активности, что позволяет, в свою очередь, говорить о результативности деятельности. Внимание представляет собой особое состояние психических процессов, которое заключается в их направленности на определенные объекты, важные и значимые для личности в данный момент деятельности. Основными характеристиками внимания являются: устойчивость (длительность сосредоточения), интенсивность (сохранение продуктивности при влиянии помех), направленность (удержание в сознании определенных объектов), концентрация (способность отвлечения от посторонних объектов). Выделяют произвольное и непроизвольное внимание, поскольку данные формы различны по степени участия в них фактора волевого усилия.

Так же, как и в исследовании других познавательных функций, сведения об особенностях внимания заикающихся немногочисленны. При исследовании направленности внимания был обнаружен эффект особой бдительности или настороженности у заикающихся, который проявлялся в повышенном, обостренно болезненном внимании к партнеру в общении. Заикающиеся были склонны интерпретировать мимику, жесты, интонацию собеседника как недоброжелательные, как знак неблагоприятных отношений в коммуникации, что в свою очередь провоцировало увеличение количества запинок и судорог в речи. При использовании в диагностических материалах буквенных стимулов (слова, слоги), была обнаружена зависимость между степенью заикания и количеством ошибок в выполнении пробы: при более высокой степени заикания наблюдается ухудшение в выполнении пробы. Проведенные исследования позволяют сделать выводы о том, что по сравнению с вниманием у людей с речевой нормой, у лиц, страдающих заиканием, все свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость) несколько снижены. Характерной особенностью заикающихся возможно считать и некоторое снижение функции произвольного внимания.